Первой премьерой в Малом стала пьеса Уильяма Шекспира «Король Лир». Произведение архисложное, густонаселенное, со сложной сценографией, но это не остановило художественного руководителя театра Юрия Соломина, доверившего постановку молодому режиссеру Антону Яковлеву, порекомендовав на заглавную роль Бориса Невзорова. 

По сути «Король Лир» — не просто трагедия, где правит зло в борьбе за власть. В первую очередь, это игровая философская притча о безвременье, поскольку распалась связь времен и между детьми и отцами образовалась черная дыра. Мир не просто оказался на краю пропасти, он уже летит в безвоздушное пространство и спастись невозможно.
Король Лир, решивший поделить государство между тремя дочерьми, чтобы освободить себя от праведных забот, даже не представляет, какую закладывает «бомбу», которая моментально взрывается, потому что в его королевстве правит чинопочитание и власть сильного. Как только это исчезает — он превращается в ненужного старика.
Тщеславие — страшная вещь, а безграничная власть тем более. При разделе королевства Лир может позволить себе устроить представление: надев на голову Шута корону, доверив лицедею провозгласить новый государственный проект.
Поначалу радостный экс-король в исполнении Бориса Невзорова со свитой верных рыцарей появится в доме старшей дочери Генерильи (Инна Иванова) и не получив должного приема возмутится, попытается наладить с ней отношения, но не тут-то было. Король в бешенстве, и только верный Шут в прекрасном исполнении Глеба Подгородинского подтрунивает над своим господином, раскрывая ему истинный смысл происходящего, пытаясь вразумить — его «песенка спета». Так кто же на самом деле шут?! Спрашивает режиссер, одевая шутовские колпаки на обоих…
Но Лир не привык сдаваться, буйный характер по-прежнему живет в нем. И опять промашка – средняя дочь Регана в креативном исполнении Ирины Леоновой со своим красавцем -мужем, герцогом Корнуэльском, которого прекрасно изображает в наркотическом угаре Василий Зотов, как «ласковый зверек», готова загрызть отца и отдать на растерзание двум собакам.
Именно эта пара «весельчаков» выкалывает глаза доверчивому графу Глостеру, и тот ослепнув внутренне прозревает, осознавая коварство побочного сына Эдмунда, оболгавшего его родного сына Эдгара ради наследства.
Таким образом, в спектакле параллельно идут две семейные истории, связанные с предательством. Первая, это окончательный распад королевского клана и уничтожение бесполезного Лира, вторая — позднее раскаянье графа Глостера. И если первая история заканчивается трагически и смерть забирает одного за другим, то вторая история завершается справедливым возмездием.
Но так или иначе — война присутствует во каждом отдельном эпизоде и влияет на поведение всех шекспировских персонажей, поскольку зло не терпит благодушных и доверчивых людей, оставляя после себя выжженную пустыню.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.